Часто на старых и дешёвых велосипедах начального уровня устанавливают вилки с диаметром штока1 1 дюйм (1" = 25.4 мм). Как правило, эти вилки являются резьбовыми2. В то же время, сегодня не выпускают амортизационные вилки для этого стандарта. Большинство велосипедов комплектуются безрезьбовыми3 вилками с диаметром штока один и одна восьмая дюйма (1⅛" = 28.6 мм). Поэтому, если вы захотите обновить вилку на своём старом велосипеде (например, на что-то уровнем повыше) - вам это сделать не удастся по причине отсутствия вилок.
Итак, проблема в том, что дюймовые амортизационные вилки уже не выпускают. Chain Reaction Cycles, Bike Components, Wiggle, ebay, Amazon, ... - долгий поиск ни к чему не приводит.
В итоге, после долгих поисков вариантов (типа: купить б/у), нашёл такой способ: многие вилки RST поставляются со сменным штоком. Т.е. на неё можно поставить любой шток: резьбовой, безрезьбовой, дюймовый, дюйм и один на восемь... Шток сначала вбивается, а затем зажимается винтами. Дюймовый шток вбивается с переходником (shim) - идёт в комплекте со штоком.
Конечно, RST выпускает в основном вилки начального уровня, но есть у неё и F1rst Air - воздушная вилка примерно равная RockShox Recon. Весит, кстати, чуть меньше полутора килограмм. В частности, это (воздушная вилка) и было причиной, по которой я хотел поменять вилку. Дешёвые вилки со стальными пружинами, которые устанавливают на дешёвые велосипеды, имеют ограниченные возможности регулировки и слабо подходят людям с небольшим весом, которые просто не могут продавить их даже наполовину. С воздушкой проблем нет: можно накачать на любое давление, есть регулировка сжатия, отскока и возможность блокировки.
Подводные камни: в интернет-магазинах при просмотре вилок отсутствует подкатегория 1" (есть 1" 1/8 и т.д.). Поэтому надо запускать поиск по "RST" и уже среди RST-шных вилок искать вилки со сменным штоком.
В частности, себе я нашёл вилку на Bike24 - при заказе вилки можно указать с чем её покупать: без штока или с каким-то штоком. Шток также можно купить отдельно.
Ключевые слова для поиска: RST F1RST 30 Air (версии F1RST 32 Air и F1RST Platinum не подойдут, там шток не сменный; 30 и 32 - указывают диаметр ног в мм.; 26" и 29" - указывают на диаметр колеса) и RST Steerer Tube или RST Head Tube (шток). Шток, как я уже сказал, бывает в вариантах 1" (поставляется с переходником - Shim) и 1" 1/8 (без переходника) - оба варианта бывают Threaded (резьбовой) - с различной длиной резьбы, и Threadless/Ahead (безрезьбовой), последний (Threadless) вариант может быть как в обычном стальном (CroMo) варианте, так и в алюминиевом (Aluminium).
Скорее всего, ваша старая дюймовая вилка имеет резьбовой шток. Если вы хотите сохранить вынос (и, возможно, рулевую колонку), то стоит выбрать резьбовой шток. Лично я выбрал безрезьбовой шток (и через переходник 1" -> 1⅛" поставил на него обычный MTB-шный вынос на 1⅛").
Далее, возможно понадобится новая рулевая колонка (headset). Её можно купить на том же Bike24. Нужны, разумеется, колонки на 1". Резьбовая (threaded) или не резьбовая (threadless или a-head) - зависит от того, какой шток выбрали вы. Мне понравилось вот это.
Чашки безрезьбовой дюймовой колонки без проблем впрессуются в раму, где раньше стояли чашки от резьбовой дюймовой колонки. Открытый подшипник или закрытый (промышленный) для установки - без разницы.
Наконец, если вы хотите поставить (новый) стандартный вынос 1⅛" на вашу вилку (и выбросить свой старый вынос на 1"), то вам дополнительно понадобится переходник. Переходники бывают как для безрезьбовых вилок, так и для резьбовых. Например: для безрезьбового штока.
И для резьбового.
Итого:
- Вилка F1rst Air с дюймовым безрезьбовым штоком: €190.
- Дюймовая рулевая Cane Creek 40.EC30: €45.
- Переходник с безрезьбового 1" штока на 1⅛": €4.
- MTB-вынос на 1⅛": около €30.
Вот и всё, собственно. Вариант обновления старого велосипеда.
Примечания:
1 Шток: ось вилки, которая жёстко запрессована в корону вилки. Шток вставляется в рулевой стакан рамы велосипеда и прочно удерживается выносом сверху.
2 Резьбовая (Threaded) рулевая колонка - это традиционный вид рулевых колонок. Слово «резьбовая» произошло от наличия внутренней резьбы на верхней чашке и контргайке, за счет которой собственно и держится вилка.
На штоке вилки имеется резьба, на которую навинчивается кольцо качения и контр-гайка. Шток отпиливают по длинне рулевой - так, чтобы он не выходил за пределы контр-гайки. Конечно, резьба на штоке уменьшает его прочность, поэтому рекомендуется, чтобы длина нарезанной части не была бы слишком большой (больше 4 см.). Поэтому вилки с резьбовым штоком продают с разной длиной нарезанной части. Именно это и послужило одной из причин для постепенного отказа от резьбового стандарта в пользу безрезьбового: выше надёжность и не нужно несколько вариантов штоков с разной длиной.
Вынос вилки вставляется внутрь штока и зажимается болтом-расширителем. Соответственно, высоту выноса можно легко регулировать.
Как правило, резьбовые вилки имеют диаметр штока 1 дюйм (1", 25.4 мм), но существуют варианты и для 1⅛".
3 Безрезьбовая (Unthreaded, Threadless, Aheadset, A-Head) рулевая колонка представляет собой более современный дизайн. Именно она доминирует на современных велосипедах среднего и высшего ценового диапазона.
Вместо резьбы крепление осуществляется выносом и якорем (распоркой, забиваемой в шток вилки). Крышка якоря покоится сверху на выносе, который также затягивается вокруг штока. При притягивании крышки выноса к якорю регулировочным болтом, она давит на вынос и стягивает всю конструкцию от короны вилки до выноса вместе.
В отличие от резьбовых, безрезьбовые вилки не допускают регулировок высоты выноса в широких пределах. Можно сдвинуть вынос вниз, убрав простановочное кольцо снизу и переместив его наверх, но нельзя поднять вынос выше (если только шток вилки не был заранее отпилен с запасом и сверху уже стоят дополнительные проставочные кольца). Можно также попытаться использовать вынос с большим подъёмом или с регулировкой наклона.
Как правило, безрезьбовые вилки имеют диаметр штока 1⅛" (1" 1/8, 28.6 мм), но существуют и стандарты для 1", 1.5" и конусообразные (tapered). Хотя классическая безрезьбовая колонка схожа с резьбовой: она имеет верхние и нижние чашки, удерживающие подшипник, устанавливаемые сверху и снизу рулевой трубы велосипеда. Но также существуют варианты безрезьбовых рулевых без чашек, они называются интегрированными или полу-интегрированными: подшипник при этом впрессовывается непосредственно в раму велосипеда, чашек нет. Подшипник при этом всегда промышленный (закрытый), а рама должна быть специальной.
Хорошая статья, спасибо.
ОтветитьУдалитьНу во-первых, вилки для 1" найти можно, но выбор конечно меньше. Его практически нет, я бы сказал. Только какие-нибудь низкобюджетные вилки
ОтветитьУдалитьВо-вторых, 1" - это обычно какие-нибудь Ашаны или тому подобное. Отсюда и маленький выбор вилок.
Так что ваши вложения - это 2 цены Ашана. Уж лучше сразу купить нормальный велик, а не тратить потом деньги и не заниматься геморроем. Ашан годится только для того чтобы новичок понял, что ему нужно от велосипеда. А вкладываться в него глупо. Лучше новый купить
Уважаемый, а по вашему фирма author, тоже ашан байки делает. В их модели trophy этого года, который в россии стоит под двадцатник, как раз дюймовая вилка.
Удалитьrock shox rs-1 есть дюймовка
УдалитьОгромное спасибо! Давно искал информацию об установке аммортизационной вилки в старую раму
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Пардоньте за некропостинг. Не нашел такой инфы - а с каким моментом нужно затягивать шток в вилке? Явно же не "от руки"? Взял такую вилку и подходящий шток на ebay, но ни в документации по вилке, ни по штоку такого и близко не обговаривается (впрочем, возможно что с вилкой пихнули левую книжку, а со штоком - так и вовсе ничего не шло).
ОтветитьУдалитьНи с каким. Закручивается не по моменту, а до устранения "игры" вилки. Безрезьбовые и резьбовые собираются немного по разному, но общий принцип одинаков: начинаем со слабой затяжки, дёргаем вилку, если брякает - затягиваем на четверть оборота, проверяем снова. Повторять, пока вилка не перестанет болтаться. Амортизационные вилки проверять за верхнюю часть. В конце всё затягиваем. Ставим байк на колёса, катим вперёд и зажимаем передний тормоз. Если чувствуется удар - "игра" вилки не устранена. Если в итоге руль поворачивается с трудом - рулевая изношена (под замену), либо что-то криво поставили.
УдалитьНу не только на низкобюджетных, а еще и на большинстве детских велосипедов и беговелах. Очень трудно найти приличный велосипед трехлетнему ребенку дешевле 20т.р. с безрезьбовой рулевой и взрослыми тормозами.
ОтветитьУдалитьВы хотите на детский велик поставить дорогую вилку? Это выглядит как-то странно. Просто при покупке нужно сразу выбирать нормальные велики и потом не мучиться.
УдалитьСовсем не так просто. К примеру - у меня есть практически не езженный велосипед "Салют" у которого жесткая вилка. Я хочу поставить туда электропривод. Значит - возрастёт скорость и очень желательно поставить амортизированную вилку.
Удалитьа еще на куче старых рам, далеко не бюджетных. в любом веломаге сразу предложат выкинуть на свалку ваш джити на деоре и купить новый, просто потому что каретки или вилки сейчас на них нет
УдалитьА если вспомнить еще и про каретку... Которые там сплошь кочергой, то 20к за 16“ велик весом 6кг не покажутся перебором, а как раз наоборот.
ОтветитьУдалитьХорошая статья. Тут всё один настаивает на "выбросить и купить новое". Не согласен с ним. Мне не нужен новый байк, мне нужен мой старенький лисапед. И я бы тоже хотел на него новую вилку поставить, хотя и Мерида современная есть. У разных людей свои причины делать так как советует Автор статьи.
ОтветитьУдалитьДа не, понять людей можно. Только у каждого свой подход. Кто-то готов поменять все ради облегчения и это означает покупку нового велосипеда за соответствующую цену. А кто-то хочет экспериментировать и делать своими руками улучшение. Сделаешь одно - поймешь, что надо еще это и вот это. В итоге поменяешь практически все (кроме камер) ради результата и вот тогда осознАешь за что платишь, когда покупаешь нормальный доработанный вел с современными комплектующими. За соответствующую, повторюсь, цену. В принципе это можно назвать "изобретением велосипеда". Я точно так же уходил от горного лет 7 назад и морально рос до шоссейного. А сейчас вот притащили детский за 500 р. с Авито и осознали, что ребенка жалко. Ну, типа, теперь понеслась инженерная мысль, чтобы облегчить страдания ребенка...
ОтветитьУдалить